Дорожно- транспортный травматизм
Участе в в городском конкурсе "Дорожный калейдоскоп"
Актуальность ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения обусловлена введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать правила безопасного поведения. На сегодняшний день очень остро стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов, сел и посёлков. Растет число личных автомобилей на наших дорогах. К сожалению, число дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко возросло. В последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
-незнание дошкольниками элементарных правил;
-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям, таких как, детская импульсивность и спонтанность, отсутствие опыта и способности предвидения последствий своих действий — все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.
Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются:
-формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде;
-снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
-развитие психофизиологических качеств ребенка;
-формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:
- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
- что такое транспорт, его виды;
- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
- какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);
- какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей и т.д., недостаточная видимость при плохой погоде, особенности движения по улицам в разное время года: во время снега, гололеда, оттепели, дождя, тумана и др., возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.).
У дошкольников должны быть сформированы следующие навыки и положительные привычки безопасного поведения:
- осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта,
- держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним проезжую часть на зеленый сигнал светофора, но не мигающий,
- переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы,
- не бегать по улице самостоятельно, ходить быстрым шагом и обращать внимание на возможные опасности,
- кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках и т.д. во дворах и специально отведенных для этого местах,
- не оглядываться на оклик знакомых, не бежать к ним, за мячом, собакой и т.д.,
- не вырываться из рук взрослого, находясь на улице,
- переходить проезжую часть со взрослым только прямо, а не наискосок,
- сидеть в автомобиле на заднем сиденье,
- соблюдать правила посадки и высадки из общественного транспорта, правильно вести себя в салоне,
- уступать место пожилым пассажирам.
Работа с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения) требует особенного подхода в данном направлении. Нарушение зрения приводит к изменениям в процессе восприятия, к фрагментарности, сужению границ поля зрения, задержке процессов координации движений, затруднению в оценке пространственных признаков.
Важным условием успешного обучения детей с нарушением зрения правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
В рамках этой работы было изготовлено многофункциональное авторское пособие-
Книжка – вертушка «Мы учили колобка правилам движения» для обучения детей с ОВЗ.
Развивающая книга для детей с ОВЗ, разработанная в соответствии с текстом авторской сказки «Мы учили колобка правилам движения». Многофункциональное дидактическое пособие, выполненное в виде книги, на которой присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на изучение и закрепление правил дорожного движения, развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка, развитие речи, ориентировке в пространстве, познавательного развития и способствует формированию знаний об окружающем мире, формирует математические представления. Применение «Книги» позволяет решать задачи всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) и свободно их интегрировать при организации разнообразных видов детской деятельности.
Пособие способствует активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания, имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.
Данное пособие позволяет реализовать работу с детьми разных возрастных общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Пособие можно использовать при организации совместной деятельности детей и взрослых, в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности детей.
Хотелось бы отметить, что работа с детьми с нарушением зрения требует повторного (многократного), целенаправленного и организованного восприятия предметов, моделей, знаков, схем и других наглядных средств обучения. Несомненно, детям с ОВЗ требуются специальные условия, игры, пособия, игрушки. Созданные благоприятные условия для ознакомления с правилами дорожного движения дают возможность для формирования у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.