Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ (детский сад №25)
OBR57.ru

Дорожно- транспортный травматизм

Участе в в городском конкурсе "Дорожный калейдоскоп"

 

Актуальность ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения обусловлена введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать правила безопасного поведения. На сегодняшний день очень остро стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов, сел и посёлков. Растет число личных автомобилей на наших дорогах. К сожалению, число дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко возросло. В последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

-незнание дошкольниками элементарных правил;

-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям, таких как, детская импульсивность и спонтанность, отсутствие опыта и способности предвидения последствий своих действий — все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются:

-формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде;

-снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

-развитие психофизиологических качеств ребенка;

-формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

  • кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
  • что такое транспорт, его виды;
  • что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
  • что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
  • какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);
  • какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей и т.д., недостаточная видимость при плохой погоде, особенности движения по улицам в разное время года: во время снега, гололеда, оттепели, дождя, тумана и др., возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.).

У дошкольников должны быть сформированы следующие навыки и положительные привычки безопасного поведения:

- осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта,

- держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним проезжую часть на зеленый сигнал светофора, но не мигающий,

- переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы,

- не бегать по улице самостоятельно, ходить быстрым шагом и обращать внимание на возможные опасности,

- кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках и т.д. во дворах и специально отведенных для этого местах,

- не оглядываться на оклик знакомых, не бежать к ним, за мячом, собакой и т.д.,

- не вырываться из рук взрослого, находясь на улице,

- переходить проезжую часть со взрослым только прямо, а не наискосок,

- сидеть в автомобиле на заднем сиденье,

-  соблюдать правила посадки и высадки из общественного транспорта, правильно вести себя в салоне,

- уступать место пожилым пассажирам.

Работа с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения) требует особенного подхода в данном направлении. Нарушение зрения приводит к изменениям в процессе восприятия, к фрагментарности, сужению границ поля зрения, задержке процессов координации движений, затруднению в оценке пространственных признаков.

Важным условием успешного обучения детей с нарушением зрения правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей предметно-пространственной среды.   Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

В рамках этой работы было изготовлено многофункциональное авторское пособие-

Книжка – вертушка «Мы учили колобка правилам движения»  для обучения детей с ОВЗ.

Развивающая книга для детей с ОВЗ, разработанная в соответствии с текстом авторской сказки «Мы учили колобка правилам движения». Многофункциональное дидактическое пособие, выполненное в виде книги, на которой присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на изучение и закрепление правил дорожного движения, развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка, развитие речи, ориентировке в пространстве, познавательного развития и способствует формированию знаний об окружающем мире, формирует математические представления. Применение «Книги» позволяет решать задачи всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) и свободно их интегрировать при организации разнообразных видов детской деятельности.

Пособие способствует активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания, имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Данное пособие позволяет реализовать работу с детьми разных возрастных общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Пособие можно использовать при организации совместной деятельности детей и взрослых, в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности детей.

Хотелось бы отметить, что работа с детьми с нарушением зрения требует повторного (многократного), целенаправленного и организованного восприятия предметов, моделей, знаков, схем и других наглядных средств обучения. Несомненно, детям с ОВЗ требуются специальные условия, игры, пособия, игрушки. Созданные благоприятные условия для ознакомления с правилами дорожного движения дают возможность для формирования у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Загруженные документы

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА 2025-2026 гг. от 1 августа 2025 г.
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.